Сегодня планирование отпуска – распространенное дело. Люди задолго бронируют туристические путевки. К сожалению, в силу разных форс-мажорных обстоятельств, поездка на отдых может отмениться. Причин для этого может быть много. В этом случае встает вопрос о возврате денег, которые были уплачены за турпутевку.
Законодательство дает право любому человеку отказаться от запланированного тура, а также вернуть уплаченные за него деньги. Регламентируется такое право Законом «О защите прав потребителей» (ФЗ № 2003-1) статьей 32 и статьей 782 Гражданского Кодекса РФ. К основаниям, по которым гражданин может вернуть деньги за тур, являются:
Конечно, туристов волнует вопрос не только о возможности возврата, но и положенной суммы. Законодательство наделяет правом туроператора вернуть сумму за минусом понесенных им расходов. Отсюда следует, что рассчитывать на 100% возврат не получится. Но, турист вправе обратиться в суд, если его не устраивает сумма, которую предлагает вернуть ему туроператор.
На основании Федерального Закона №132 «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации» каждая сторона договора в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств может настаивать на изменении его положений. Чтобы вернуть деньги за тур, нужно выполнить следующие действия:
В случае, если решить проблему обоюдно не получиться, с этими документами турист может обратиться в суд.
Суд – это крайняя мера для рения вопроса. Вначале нужно попробовать договориться полюбовно. Для этого необходимо составить и отправить в адрес туроператора заявление или претензию о возврате денежных средств, которые были уплачены за бронь туристической путевки. В оговоренные законодательством сроки туроператор обязан в письменном виде ответить на поступившее заявление.
Когда решить сложившуюся ситуацию мирно не получается. Если туроператор совсем отказывается от возврата денег или сумма не устраивает клиента, он вправе обратиться в суд. Грамотно составить исковое заявление помогут профессиональные юристы.
В исковом заявлении указываются претензии к туристической компании. Также можно указать на возмещение морального вреда и материальных затрат – финансовые потери, понесенные в рамках дела.
К исковому заявлению прикладывается перечень документов, которые были подготовлены для подачи заявления или ходатайства к туроператору.
В соответствии с Законом «О защите прав потребителей», если сумма иска не превышает более 1 млн. российских рублей, государственная пошлина не взимается. При сумме иска свыше 1 млн. российских рублей размер государственной пошлины устанавливаются налоговым законодательством.
Если сумма иска не превышает 50 тыс. российских рублей, дело рассматривает мировой суд. При сумме свыше 50 тыс. рублей дело рассматривается в районном суде.
Туроператор вправе наложить штрафные санкции, если турист отменяет поездку по зависящим от него обстоятельствам. Например, нехватка денег, не желание и т.д. Чтобы минимизировать размер штрафных санкций, сообщить об отказе от тура лучше, как можно скорее.
Сегодня по причине появления Covid-19 обстановка во всех странах мира не стабильная. Многие государства закрывают въезд на территорию. Из-за нестабильной обстановки тур может в любое время отмениться. Как показывает юридическая практика, большинство туроператоров не препятствуют в возврате денег, уплаченных за путевку. Но, есть случаи, когда турфирма предлагает «переждать тяжелые времена» или вовсе отказывается от возврата.
Если туроператор отказывается возвращать деньги, в его адрес необходимо составить претензию в письменном виде. В том случае, если в течение десяти дней деньги не будут возвращены или возврат частичный, следует обраться в суд. В судебном порядке можно потребовать моральной компенсации в размере 3% от стоимости туристической путевки за каждый день просрочки.
АРБИТРАЖНЫЙ СУД НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
резолютивная часть
Дело №А43-20064/2017 г. Нижний Новгород 25 августа 2017 года
Арбитражный суд Нижегородской области в составе: судьи Требинской Ирины Владимировны
АРБИТРАЖНЫЙ СУД НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Дело № А43-13201/2017
г. Нижний Новгород «08» сентября 2017 года
резолютивная часть решения объявлена 05 сентября 2017 года
Арбитражный суд Московской области
проспект Академика Сахарова, д. 18, г. Москва, 107053 http://asmo.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Москва 20 сентября 2019 года Дело №А41-56584/2019
Перед тем как подать претензию к туроператору необходимо внимательно ознакомиться с договором об оказании услуг. Особое внимание нужно уделить разделу, где описаны штрафные санкции. Если тур был отменен по вине турфирмы, можно рассчитывать на возврат полной суммы. А вот, если выезд не состоялся по вине туриста, полный возврат денег, скорее всего, ждать не стоит.
Статья 181 Гражданского Кодекса РФ устанавливает срок 1 год, по истечении которого договор признается недействительным. Предъявить претензии о ненадлежащем качестве обслуживания можно тоже в течение 1 года. По страховым договорам срок претензий составляет два года.